Сотрудники вашей организации, такие как сварщики, крановщики, стропальщики, монтажники и т.п., в обязательном порядке подлежат аттестации, в том числе и аттестации рабочих мест!
Нужно понимать, что аттестация ИТР, это не только аттестация специалистов, это в первую очередь, аттестация услуг предоставляемых вашей организацией. Каждый сотрудник, особенно находящийся на руководящем посту, должен проходить эту аттестацию. Наличие этих документов просто обязательно для получения допуска СРО в дальнейшем.
ПРОВЕСТИ АТТЕСТАЦИЮ инженерно-технических
работников ЗА 14 ДНЕЙ ПО ВСЕЙ РОССИИ!
- Консультация
- Получение необходимой
документации - заключение
договора и оплата - Доставка
до вашего офиса
В первый раз, аттестация ИТР должна быть проведена в течении месяца после вступления в должность. Дальнейшая – в соответствии с нормативными требованиями в сфере электробезопасности, охраны труда, пожарной безопасности и так далее. Порядок проведения этой аттестации утвержден Приказом Ростехнадзора №37, от 29 января 2007 года.
Получить все необходимые удостоверения вы можете, обратившись в компанию НОПСС! Наши сотрудники ответят на все возникающие вопросы и помогут получить документы в кратчайшие сроки. Работайте с профессионалами и добивайтесь вершин в своей профессии! Все первичные консультации – бесплатны.
Кто такие ИТР? Расшифровка этого термина у современника может вызвать определенные трудности.
Согласно трактовке «Краткого экономического словаря», под аббревиатурой ИТР скрывается категория работников, именуемых инженерно-техническими. Сегодня мы намерены поближе познакомиться с данным понятием.
ИТР-работники - это кто?
Главный признак принадлежности к упомянутым лицам - полномочия руководить производством и организовывать рабочий процесс. Инженерно-технический работник (ИТР) относится к данной категории на основании занимаемой им должности. При этом конкретный представитель может обладать средним специальным или высшим образованием. Например, инженер-техник может и не иметь обязательного высшего образования.
справочника работ и профессий, а также Единого классификатора профессий, существует три категории служащих. Первая представлена руководителями, вторая - специалистами, на долю третьих приходятся все остальные, именуемые прочими видами служащих или техническими исполнителями.
В другом нормативном документе, именуемом Единой номенклатурой должностей служащих (дата утверждения которого - 1967 г.), этих самых служащих разделяют по характеру деятельности на категории, а внутри каждой из них - на группы.
Какие категории включает в себя понятие ИТР
ИТР-работники - это все, кого можно отнести к руководителям, специалистам или техническим исполнителям. Категория руководителей включает тех, кто занимается руководством как всей организации, так и отдельными ее службами и подразделениями, а также заместителей последних.
Специалистов ЕНДС относят к одной из нескольких различных групп. Первая группа - те, кто занят на работах, связанных с сельским или лесным хозяйством, зоотехникой, рыбоводством. Вторая - работники экономической или инженерно-технической сферы. Специалисты третьей группы трудятся в сфере международных отношений. Четвертая группа - работники сферы искусства, культуры, науки, образования, здравоохранения. Пятая - юридического профиля. Таким образом, мы видим, что круг специалистов достаточно широк.
Техническими исполнителями именуются работники, задача которых состоит в учете, контроле, подготовке необходимой документации и ее оформлении, а также хозяйственном обслуживании. Таким образом, морально устарело понятие ИТР, расшифровка которого уже не так актуальна. Оно заменено в наши дни понятием административно-технического персонала (или АТП).
Перечень должностей ИТР
Развитие научно-технического прогресса ведет к усилению функции тех, кого принято именовать инженерно-техническими работниками. Количество их относительно общей численности всех категорий трудящихся растет, особенно в таких отраслях, как промышленность и строительство.
Кого же конкретно мы без риска ошибиться можем причислить к упомянутой категории? Если ориентироваться на старый Типовой перечень должностей, основанный на постановлении Совмина СССР N 531 (за 1973 г.) и утвержденный в 1979 г., то речь идет о руководителях (кроме тех, кого назначают на должность вышестоящие органы), главных (старших) специалистах различных наименований, начальниках контор, производств, хозяйств, служб, филиалов, участков, бюро, инспекций, отделов и отделений, станций, кабинетов, складов, мастерских, хранилищ, лабораторий, групп, пунктов, секторов, площадок, резервов, экспедиций, баз, парков, питомников, камер и касс.
Кто еще входит в данную категорию
А еще кто относится к ИТР-работникам? Перечень их достаточно длинен. В него следует включить начальников агентств, аэропортов и аэродромов, электростанций, элеваторов, гидроузлов, котельных, вентиляций, очистных сооружений, депо, поездов, подстанций, вахт, водопроводов, перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, пристаней и причалов, транспорта, цехов (корпусов), фабрик, пусковых работ и т. п.
Кроме того, ИТР-работники - это те, кто занимает должности заведующих архивами, канцеляриями, секциями, управляющих отделениями и участками, руководителей групп. Кроме того, это мастера, прорабы, бригадиры и пр., командиры и капитаны.
Что же касается специалистов ИТР, то данная аббревиатура применима к огромному списку должностей - агрономам, архитекторам, администраторам, арбитрам, биологам, бухгалтерам, ревизорам, врачам, геодезистам и геологам, дежурным и диспетчерам, инженерам, картографам и инспекторам, нормировщикам, операторам, программистам и переводчикам, редакторам, сметчикам, социологам, фармакологам, товароведам, художникам, энергетикам и юрисконсультам. Список этот весьма обширен, и смысла приводить его полностью в данной небольшой статье нет.
Принцип оплаты труда работников ИТР
Заработную плату за выполнение своих обязанностей такие работники получают в форме должностного оклада. То есть некой фиксированной суммы, установленной администрацией предприятия и зависящей от степени сложности, а также объема исполняемых обязанностей, роли и важности данной конкретной должности в рабочем процессе и непосредственных трудовых условий.
Размер должностного оклада оговаривается при приеме специалиста либо руководителя на работу и не зависит от производственных результатов предприятия или конкретного подразделения.
Оценка труда ИТР ведется по полноте, качеству и объему, а также своевременному исполнению закрепленных за ними обязанностей.
Таким образом, категория работников ИТР оплату за свой труд имеет повременного характера. В зависимости от занимаемой должности, собственной квалификации, уровня сложности и объема выполняемых обязанностей, а также условий труда в конкретной отрасли предусмотрена система должностных окладов для всех видов ИТР. Схемы этих окладов выработаны на основании целого ряда нормативных документов, в частности Квалификационного справочника.
Только ли "голый" оклад?
Помимо твердых сумм оклада, имеется система доплат, надбавок и различных премиальных выплат.
Премируются такие работники в связи с ростом выпуска продукции и снижением ее себестоимости, соблюдением договорных обязательств, увеличением производительности труда, экономией сырья и топлива.
Администрация предприятия самостоятельно определяет те или иные показатели и условия премирования. В случае ухудшения качества производимой продукции или выявления других негативных факторов премии могут быть не выплачены.
Определенные виды доплат, связанные с совмещением должностей либо профессий, увеличением объема работ либо расширением обслуживаемой зоны, устанавливаются к окладам ИТР по усмотрению руководства. Они могут выплачиваться из сэкономленного фонда заработной платы.
Могут ли меняться суммы зарплат ИТР?
Решения об изменении должностных окладов в сторону как повышения, так и понижения принимаются по итогам аттестации, которая обязательна для данной категории работников с определенной периодичностью - не реже одного раз в 3 или в 5 лет.
При неудовлетворительных итогах такой аттестации возможна как отмена определенных видов доплат и надбавок, так и полное освобождение сотрудника от его должности.
О нормировании труда ИТР
Задача грамотной организации труда служащих и ИТР с целью улучшения структуры управленческого аппарата, оптимизации расходования рабочего времени и сокращения расходов предполагает нормирование. Любой вид работы управленческого характера способен быть нормально организован лишь при наличии конкретной информации о количестве времени и числе работников, требующихся для ее осуществления.
По сравнению с нормированием труда рабочего, та же процедура в отношении ИТР и служащих - задача более сложная. Ведь в данном случае мы имеем дело с процессом с преобладанием умственного труда, который непосредственно измерить не представляется возможным. Например, инженер-техник на производстве непосредственно за станком не стоит - он руководит процессом. Так как же оценить его труд?
Главная задача при нормировании деятельности таких сотрудников - установление трудоемкости каждого из видов работ, которая ими выполняется, и расчет нужного числа работников. Оба действия переплетены между собой. Первое из них необходимо для успешного разделения трудовых обязанностей и оптимального распределения работников в соответствии с квалификационными характеристиками.
Второе - установление численного состава данной категории работающих служит установке оптимальных пропорций между отдельными должностями, выстраиванию аппарата управления рациональным путем, планировке требуемого штата и фонда зарплаты.
В соответствии с подпунктом 23-19) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила и разрешительные требования по аттестации инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства.
2. Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.
"Согласован"
Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
А. Исекешев
Правила и разрешительные требования
по аттестации инженерно-технических работников, участвующих в
процессе проектирования и строительства
1. Общие положения
1. Настоящие правила и разрешительные требования по аттестации инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства (далее – Правила и разрешительные требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и определяют порядок проведения аттестации инженерно-технических работников, осуществляющих деятельность в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
2. В настоящих Правилах и разрешительных требования применяются следующие понятия:
1) аттестация – процедура официального признания аттестационным центром полномочий инженерно-технических работников, участвующих в процессе проектирования и строительства;
2) аттестационный центр – юридическое лицо, прошедшее в установленном порядке процедуру аккредитации в уполномоченном органе;
3) квалификационный аттестат – аттестат удостоверяющий статус инженерно-технического работника по форме согласно приложению 1
4) инженерно-технический работник – физическое лицо, имеющее среднее профессиональное или высшее образование, осуществляющее организацию и руководство производственным процессом в сфере архитектуры, градостроительства и строительства;
5) заявитель – физическое лицо, претендующее на получение квалификационного аттестата;
6) уполномоченный орган – ведомство центрального государственного органа, осуществляющего руководство в сфере государственного управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
3. Аттестация проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки и компетентности инженерно-технических работников, знаний государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, улучшения качества осуществляемых ими работ, изучения новых требований с учетом изменений, происходящих в строительной отрасли.
4. Аттестация проводится для заявителей и инженерно-технических работников в составе проектных или строительно-монтажных организаций.
5. Состав инженерно-технических работников проектных и строительно-монтажных организаций подразделяется на специализации согласно Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 21 мая 2012 года № 201-ө-м (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7755).
6. Разрешительные требования к образованию и опыту работы инженерно-технических работников, указаны в приложении 2 к настоящим Правилам и разрешительным требованиям (далее – разрешительные требования).
2. Порядок аттестации
7. Для прохождения аттестации заявители направляют в аттестационный центр следующие документы:
1) заявление по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам и разрешительным требованиям;
2) копию документа , удостоверяющего личность заявителя;
3) нотариально засвидетельствованную копию диплома о высшем профессиональном образовании (при наличии ученой степени и ученого звания – копии соответствующих документов);
4) нотариально засвидетельствованную копию трудовой книжки либо иных документов , подтверждающих стаж работы;
5) нотариально засвидетельствованные копии иностранных сертификатов, аттестатов и других документов, подтверждающих квалификацию по соответствующим специализациям в случае их наличия.
Нотариального засвидетельствования не требуется в случае представления заявителем оригинала документа для сверки сотруднику аттестационного центра.
8. В случае представления неполного комплекта документов для аттестации, аттестационный центр не принимает предоставленные документы заявителя.
9. Срок рассмотрения заявления с момента сдачи пакета документов в аттестационный центр – 15 (пятнадцать) рабочих дней.
10. Документы на соответствие разрешительным требованиям рассматриваются ответственным сотрудником, назначаемым приказом руководителя аттестационного центра.
Сноска. Пункт 10 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 17.06.2016 № 26711. По результатам рассмотрения представленных документов на соответствие разрешительным требованиям по аттестации инженерно-технических работников участвующих в процессе проектирования и строительства, указанным в приложении 2 к настоящим Правилам и разрешительным требованиям (далее – приложение 2), в течение одного рабочего дня приказом аттестационного центра утверждается график проведения тестирования и приказ, в котором оформлены в отношении каждого заявителя следующие решения:
1) допущен к тестированию;
2) не допущен к тестированию.
12. Аттестационный центр уведомляет заявителей о месте, дате и времени проведения тестирования, либо о причинах недопущения к тестированию письменно в течение трех рабочих дней со дня подписания приказа.
13. Тестирование проводится не позднее пяти рабочих дней со дня уведомления заявителя и предусматривает следующие требования и процедуры:
1) проведение тестирования автоматизированным компьютерным способом на государственном или русском языках по выбору заявителя;
2) допуск заявителей на тестирование осуществляется по предъявлению документа , удостоверяющего личность;
3) сотрудники аттестационного центра ознакамливают тестируемых с процедурой проведения тестирования;
4) заявителю не допускается во время тестирования разговаривать и покидать помещение, использовать персональные электронные устройста (в том числе компьютеры, мобильные телефоны) и бумажные носители во время тестирования;
5) сотрудники аттестационного центра удаляют с тестирования заявителей, нарушивших требования и процедуры проведения тестирования, указанные в пункте 13 настоящих Правил и разрешительных требований, с составлением соответствующего акта (в произвольной форме);
6) подсчет правильных ответов компьютерного тестирования проводится автоматически компьютерной программой;
7) ознакомление с результатами тестирования проводится сразу после завершения теста.
14. Время, отпущенное на тестирование составляет 120 минут. Тест состоит из 100 вопросов по выбранной специализации. Тестовые вопросы разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом.
15. Пороговый уровень для прохождения тестирования составляет:
1) для заявителей указанных в подпунктах 1, 2, 3, 5 и 6 разрешительных требований по аттестации инженерно-технических работников участвующих в процессе проектирования и строительства, указанным в приложении 2 к настоящим Правила и разрешительным требованиям – 70 правильных ответов;
2) для всех остальных заявителей – 60 правильных ответов.
16. Количество повторной пересдачи аттестации не ограничено.
17. На основании результатов тестирования в отношении каждого заявителя выносится одно из следующих решений:
1) аттестован;
2) не аттестован.
18. Аттестационный центр в течение двух рабочих дней со дня проведения тестирования выдает оформленный квалификационный аттестат заявителю в случае прохождения тестирования, либо уведомляет о не прохождении аттестации письменно.
19. Результаты аттестации утверждаются приказом аттестационного центра.
20. Информация об аттестованных инженерно-технических работниках размещается на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа.
21. Аттестационный центр ежемесячно до 10 числа следующего за отчетным месяцем направляет в уполномоченный орган следующую информацию:
1) количество выданных квалификационных аттестатов, включенных в Реестр аттестованных инженерно-технических работников по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам и разрешительным требованиям;
2) количество отказов в выдаче квалификационных аттестатов;
3) полный список лиц, обратившихся для получения квалификационных аттестатов.
Сноска. Приложение 1 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 17.06.2016 № 267 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).
Квалификационный аттестат
Настоящим удостоверяется, что:
присвоен статус аттестованного инженерно-технического работника:
по специализации:
_____________________________________________________________________
(указать пункт приложения 2 Правил и разрешительных требований)
в штате проектной/строительной организации (нужное подчеркнуть)
Руководитель аттестационного
центра __________ _______________________________________________
г. Астана (пример) "____" _____________ 20__ г.
Разрешительные требования
по аттестации инженерно-технических работников участвующих
в процессе проектирования и строительства
Сноска. Приложение 2 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 17.06.2016 № 267 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Специализация аттестации | Квалификационные требования |
|
Образование | Опыт работы |
||
Проектная деятельность |
|||
Главный инженер проекта | Высшее, в сфере строительства | ||
Главный архитектор проекта | Высшее, в сфере архитектуры | Не менее пяти лет по проектированию объектов в должности специалиста и (или) руководителя в соответствующей области |
|
Главный конструктор: | Не менее пяти лет по проектированию объектов в должности специалиста и (или) руководителя в соответствующей области |
||
Ведущий инженер проектировщик: по несущим и ограждающим конструкциям; по инженерным сетям и сооружениям; по транспортному строительству; по технологическому оборудованию | Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы | Не менее трех лет по проектированию объектов в должности специалиста соответствующей области Не менее пяти лет по проектированию объектов в должности специалиста соответствующей области |
|
Строительно-монтажные работы |
|||
Главный инженер | Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы | Не менее пяти лет по осуществлению технического надзора и (или) на руководящих должностях в строительных организациях, в том числе не менее одного года в должности главного инженера или заместителя главного инженера |
|
Начальник производственно-технического отдела | Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы | Не менее пяти лет в должности специалиста и (или) руководителей в строительных организациях, в том числе не менее одного года в должности начальника или заместителя начальника производственно-технического отдела |
|
Начальник участка: по несущим и ограждающим конструкциям; по инженерным сетям и сооружениям; по транспортному строительству; | Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы Среднее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы | ||
Производитель работ: по несущим и ограждающим конструкциям; по инженерным сетям и сооружениям; по транспортному строительству; по технологическому оборудованию | Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы Среднее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы | Не менее трех лет в должности мастера либо производителя работ строительного участка/объекта, технического надзора. Либо не менее пяти лет в других должностях на строительном участке Не менее пяти лет в должности мастера либо производителя работ строительного участка/объекта, технического надзора. Либо не менее семи лет в других должностях на строительном участке |
|
по несущим и ограждающим конструкциям; по инженерным сетям и сооружениям; по транспортному строительству; по технологическому оборудованию | Высшее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы Среднее, в сфере строительства по специальности, в зависимости от направления работы | Не менее одного года в должности мастера либо технического надзора. Либо не менее пяти лет в других должностях на строительном участке Не менее трех лет в должности мастера либо технического надзора. Либо не менее пяти лет в других должностях на строительном участке |
В _________________________________________________________________
полное наименование аттестационного центра
от ________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу выдать квалификационный аттестат по специализации
_________________________________________________________________
(указать пункт приложения 2 Правил и разрешительнх требований)
Состою в штате проектной/строительной организации (нужное
подчеркнуть)
Сведения о физическом лице:
1. Дата рождения:
_________________________________________________________________
2. Данные документа, удостоверяющего личность:
_________________________________________________________________
(ИИН, серия, номер, кем и когда выдан)
3. Образование:
_________________________________________________________________
(наименование учебного заведения, дата окончания, номер диплома)
4. Адрес проживания, домашний и сотовые телефоны:
_________________________________________________________________
5. Место работы:
_________________________________________________________________
(наименование организации, адрес, телефон)
6. Язык тестирования:
_________________________________________________________________
7. Прилагаемые документы:
_________________________________________________________________
__________ ________________________________________
подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Сноска. Приложение 4 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 17.06.2016 № 267 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).
Важной составляющей штата многих организаций является инженерно-технический персонал. О том, кто относится к инженерно-техническому персоналу, и что это такое следует знать и работодателям, и самим представителям ИТР – инженерно-технических работников. Также следует понимать и то, что критерии определения инженерно-технического персонала и перечень должностей, которые в него входят, могут очень серьезно отличаться от предприятия к предприятию в связи с особенностями правового регулирования данной категории сотрудников.
Инженерно технический персонал – кто это такие
Прямой классификации различных категорий персонала в российском законодательстве практически не предусмотрено. Единственным нормативным документом, регулирующим данный аспект трудовой деятельности в общих случаях, является единый тарифно-квалификационный справочник профессий рабочих и служащих. Однако инженерно-технический персонал может относиться как к рабочим, так и к служащим в зависимости от конкретных обстоятельств.
Общее определение понятия инженерно-технического персонала может быть выражено следующим образом – это сотрудники, которые выполняют различные работы по обслуживанию материально-технического оснащения самого предприятия и обеспечивают эффективную эксплуатацию собственности работодателя иными категориями сотрудников . Кроме этого, к инженерно-техническому персоналу могут также относиться и работники инновационного менеджмента в сфере НИОКР, занимающиеся разработкой и внедрением инновационного оборудования с инженерной и конструкторской точки зрения.
Соответственно, ключевыми критериями инженерно-технического персонала являются следующие особенности труда подобных сотрудников:
- Прямой задачей исполнителей из инженерно-технических работников является обслуживание, ремонт собственности работодателя, а также разработка или конструкторская деятельность в рамках предприятия.
- Деятельность инженерно-технического персонала является вспомогательной и не приносит прямого дохода организации. Соответственно, направленность деятельности инженерно-технических работников ориентирована именно на удовлетворение потребностей организации, а не её клиентов.
- Инженерно-технический персонал не участвует прямо в ведении производственной деятельности или оказании услуг.
В связи с отсутствием прямого и точного законодательного регулирования, инженерно-технический персонал в структуре кадров предприятия также может относиться к следующим категориям сотрудников:
Работодатель вправе относить отдельных сотрудников к нескольким категориям персонала одновременно. Однако следует учитывать возможные коллизии, которые могут возникать в связи с подобным методом организации труда, что следует заранее предусмотреть в нормативных документах.
Кто относится к инженерно-техническому персоналу – перечень должностей
Конкретный перечень должностей инженерно-технического персонала законодательными актами и иными общегосударственными нормативами не устанавливается. Поэтому установить собственный перечень должностей тех сотрудников, которые относятся к инженерно-техническому персоналу, работодатель может самостоятельно без каких-либо ограничений, равно как и иным образом регламентировать деятельность данных работников и использование подобного разделения кадров на категории. Однако чаще всего все же к ИТР относят определенные категории трудящихся:
- Сотрудники коммунального хозяйства. Работники, обеспечивающие уход за коммуникациями на предприятии, сантехники, электрики, чаще всего относятся именно к инженерно-техническому персоналу.
- Работники IT-сферы. Системные администраторы, а также иные категории работников в сфере информационных технологий считаются инженерно-техническим персоналом, по крайней мере если они не оказывают услуг сторонним клиентам, а работают непосредственно для обеспечения потребностей самой организации.
- Ремонтный и обслуживающий персонал. Все специалисты, занимающиеся обслуживанием имущества предприятия в целом, а также его ремонтом часто относятся к категории инженерно-технического персонала.
- Сотрудники научно-конструкторских и проектировочных отделов и бюро. Данные работники, занимающиеся разработкой нового оборудования или иных систем для нужд предприятия, также однозначно входят в категорию инженерно-технического персонала.
Когда необходим инженерно-технический персонал и особенности регулирования его деятельности
Сотрудники, которые относятся к инженерно-техническому персоналу, далеко не всегда являются необходимыми всем без исключения предприятиям. В частности, для небольших субъектов хозяйствования работодатель может вовсе обойтись без этой категории работников. Решение же отдельных вопросов, в том числе и в рамках крупных предприятий, может обеспечиваться путем привлечения работников по механизмам или заключения договоров с иными обслуживающими организациями.
Если же инженерно-технический персонал находится в штате организации, работодателю следует учитывать особенности регулирования труда таких работников. В частности, в отношении ремонтного персонала прогрессивные методы системы оплаты труда предполагают использование премирования в случае отсутствия поломок как вознаграждения. же системы оплаты в отношении таких сотрудников являются крайне деструктивным методом организации труда.
Если же работники занимаются преимущественно инновационной деятельностью, то напротив – наиболее эффективным вознаграждением будет , в том числе с привязкой к общему размеру зарплатного фонда, что позволит максимизировать результативность деятельности персонала – ведь чем больший доход принесут инновации, тем большим будет размер зарплат сотрудников.
Требования к инженерно-техническому персоналу подразумевают в первую очередь наличие у них необходимой квалификации и образования. Чаще всего данная категория сотрудников должна обладать или высшим, или профессиональным техническим образованием.
Навигация по статье:
Сколько кровавых слез уже пролито по поводу регионализации… А ведь регионализация — это не единственное гнилое яблоко, которым законотворцы угостили строительную отрасль в 372-ФЗ. Есть еще и «единый реестр специалистов»…
Это нововведение касается всех. Строителей, переходящих в региональные СРО. Никуда не переходящих строителей. Проектировщиков и изыскателей, которых регионализация вообще не затронула.
Требования к специалистам по организации строительства, проектирования и изысканий становятся более жесткими и более централизованными. Достаточность их стажа и квалификации будет определяться не в самой СРО, а в НОСТРОЕ и НОПРИЗЕ.
Те архитекторы и инженеры, которые будут сочтены достойными, окажутся в Единых реестрах. И каждая компания, которая собирается быть членом СРО, должна иметь в своем составе не менее двух таких специалистов.
Новые требования к членам СРО
О специалистах мы скажем еще очень много — но прежде, чем мы ушли в эти дебри, нужно отметить еще одно новое требование.
Отныне индивидуальный предприниматель или руководитель юрлица, организующий профильную работу, должен самолично иметь высшее профильное образование и стаж работы по специальности не меньше пяти лет , чтобы стать членом СРО и получить допуск к работам — это указано в новой редакции ч. 6 ст. 55.5 ГрК.
Особенно эта новость, надо полагать, порадует строителей старой закалки, которые в свое время ограничились техникумом, а после прошли отрасль снизу доверху, разобравшись во всем на своем опыте. И университетские преподаватели сами могли бы многому поучиться у этих людей.
Молодцы законотворцы, что тут скажешь. Не учли, что во многом именно на таких строителях и держится отрасль.
Теперь что касается специалистов из Единого реестра. Минимальная планка количества таких специалистов на основном месте работы на одного члена СРО — два специалиста .
В принципе СРО может самостоятельно устанавливать более высокие планки для видов работ с повышенной ответственностью. Однако мы помним, что саморегулируемые организации и раньше имели право, например, устанавливать более высокие взносы в комфонд — и не пользовались им. Разумеется, ведь это сразу уменьшило бы привлекательность конкретной организации для вступающих.
Всё о специалистах из Национальных реестров
Теперь подробно разберемся с требованиями к специалистам по организации строительства, проектирования и изысканий, которым они должны соответствовать для включения в реестры НОСТРОЯ и НОПРИЗА, и дальнейшими обязанностями этих специалистов.
Требования
Чтобы инженер или архитектор был включен в соответствующий реестр, он должен иметь следующее:
- диплом высшего профессионального образования в области строительства;
- стаж работы на инженерных должностях — от трех лет;
- общий стаж работы в области строительства — от десяти лет;
- повышение квалификации в области строительства — не ранее пяти лет назад;
- разрешение на работу (для иностранных граждан).
Читайте и удивляйтесь. Если двое из ваших ведущих инженеров/архитекторов уже соответствуют этим требованиям — вы счастливый человек. Если нет — теперь это придется как-то решать.
Обязанности
Однако мало просто иметь этих специалистов в штате. Эти люди должны будут еще и выполнять в компании некоторые ключевые функции.
Для специалистов-строителей из НОСТРОевского реестра эти функции таковы:
- организация входного контроля проектной документации;
- строительный контроль в процессе работы компании;
- приемка законченных видов и отдельных этапов работ;
подписание следующих документов:
- акта приемки объекта капитального строительства;
- подтверждения, что построенный или реконструированный объект капитального строительства соответствует требованиям техрегламентов;
- подтверждения, что параметры построенного или реконструированного объекта капитального строительства соответствуют проектной документации — в том числе требованиям энергоэффективности и оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов;
- подтверждения, что построенный или реконструированный объект капитального строительства соответствует техническим условиям подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
Что до специалистов-организаторов проектирования и инженерных изысканий из реестра НОПРИЗА, то их обязанности окажутся такими:
- подготовка и утверждение заданий на выполнение работ компанией;
- определение критериев отбора участников работ компании;
- представление, согласование и приемка результатов работ компании;
- утверждение результатов работ компании.
Изюминка заключается в том, что эти обязанности крайне усложняют формальное использование компанией чужих специалистов по организации работ. Потому что этим специалистам придется подписывать довольно серьезные вещи — и отвечать потом за их истинность. В том числе и своим нахождением в реестре специалистов. Впрочем, к этому мы еще вернемся.
А сейчас давайте разберемся с тем, как специалисты попадают в единый реестр изначально.
Как специалисту попасть в Единый реестр?
Собственно говоря, непосредственный порядок включения пока не утвержден исполнительными властями этого направления. Однако он будет утвержден к тому моменту, когда будет пора включаться в реестр. Наверное, будет. С ними уже ни в чем нельзя быть уверенным.
Так или иначе, сейчас это не так принципиально — это вопрос процессуальный.
Намного более принципиальным вопросом в теме включения в реестра являются основания для отказа во включении. Основания эти могут быть следующими:
- специалист банально не соответствует требованиям;
- специалист попытался обмануть систему и подал подправленные документы;
- у специалиста есть непогашенная и неснятая судимость за умышленное преступление;
- специалиста уже исключили из этого реестра по одной из неприятных статей — и произошло это не ранее двух (для некоторых статей — трех) лет.
Последний пункт интригует, правда? Давайте разбираться в основаниях для исключения.
Почему специалиста могут исключить из реестра?
Исключение из реестра — серьезная мера, которая ставит под удар деятельность не только исключенного специалиста, но и всей компании, в которой он работает — ведь компания в этот момент, скорее всего, перестает соответствовать требованиям СРО и может потерять допуск.
Исключить из реестра могут:
- по заявлению самого специалиста;
- из-за смерти специалиста;
- если специалист — иностранный гражданин, и у него закончился срок действия разрешения на проживание или работу;
- если по вине этого инженера или архитектора из комфондов СРО выплачивались деньги, и его вина установлена судом (в этом случае снова оказаться в реестре он может не ранее, чем через три года);
- если специалиста дважды привлекали к административной ответственности за аналогичные правонарушения при работе над одним объектом (срок ожидания — также три года);
- если из-за действий специалиста ИП или юрлицо, на которое он работает, оказалось в реестре недобросовестных поставщиков, и вина специалиста установлена судом (срок ожидания — также три года).
Что делать, когда закон о реестре специалистов вступит в силу?
Все нынешние свидетельства о допуске к работам потеряют силу 1 июля 2016 года. После этого строителям, проектировщикам и изыскателям придется подтверждать свое право быть членом СРО — теперь уже по новым требованиям.
К счастью, у вас пока есть достаточно времени для того, чтобы улучшить своих специалистов до соответствия требованиям к ним — например, отправить их на повышение квалификации, если последнее такое повышение было пройдено больше пяти лет назад.